Четверг, 09.05.2024
::MT-64::
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Наш Форум » Лекции по ИМОСу » Лекции по ИМОСу (Лекции 3 летней давности)
Лекции по ИМОСу
DaaGERДата: Четверг, 24.05.2007, 09:31 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 17
Репутация: 1
Статус: Offline
Гоголь А.А., Никодимов И.Ю. «Очерки истории развития связи в России»
Гоголь А.А., Никодимов И.Ю. «Страницы истории развития радиосвязи в России» (кон.19-1 четв.20 в.)
Вигилев «История Отечественной почты» 1977(1974)
Иванова И.И., Комиссарова Т.С. «Методичка: пособие по написанию ИМОС»
20.02.2004
1) Связь – под термином «связь» понимают, во-первых, передачу и прием информации с помощью различных технических средств. В зависимости от этих средств, связь делится на почтовую и электрическую; во-вторых, связью называют отрасль государственного хозяйства или частного предпринимательства, которая обеспечивает передачу и прием почтовых, радио, телеграфных, телефонных и других сообщений.
Стремление передавать информацию на максимально возможное расстояние существовало всегда, поэтому неслучайно название основных видов связи начинается с «теле-» (с древнегреческого - вдаль, далеко). К ним относится телеграфирование (запись на расстоянии), телефонирование (звучание на расстоянии), телевидение (передача изображения на расстоянии).
Слово коммуникация происходит от позднелатинского слова «коммуникабелис» (соединимые, сообщающиеся). Таким образом, название нашего университета говорит о том, что он готовит специалистов разнотипных систем передачи информации (т.е. в различных областях связи). Таким образом, виды связи существуют различные, однако средств связи бывает только два: беспроводная (сигнал по радио) и проводная (сигнал по проводам). К проводной связи относится: электросвязь (в качестве носителей информации используются электрические носители связи; под основными видами электросвязи понимают: телеграф, телефон, факс, передача данных (кодовая передача), видеотелефонная), оптико-волоконная (в качестве носителя информации используется свет). К беспроводной связи относится оптическая, т.е. визуальная световая, акустическая (звуковая, слуховая), радиосвязь (наземное радиорелейное, сотовая, радиосвязь в диапазонах УКВ (ультра короткие волны), КВ (короткие волны), СВ (средние волны), ДВ (длинные волны) и космическая связь).
2) Почта – русское слово «почта» происходит от польского слова POCZITA, оно в свою очередь происходит от итальянского слова POSTA, а оно в свою очередь от позднелатинского POZITA, что означает – станция, остановка.
Поэтому в Древнем Риме в ходу были выражения: Mancio pozita…- перевод «станция пункта…», позднее statio post …(станция с переменными лошадьми).
В нашем современном обиходе почтой называют почтамты, отделения и узлы связи, а также посылаемые ими почтовые отправления (газеты и журналы, денежные переводы, бандероли, письма, посылки).
Слово почтамт происходит от немецкого «postamt» и означает предприятие, осуществляющее все виды почтовой, телеграфной и телефонной связи. Истоки связи уходят в глубокую древность, первобытное общество.
Тема 1: Зарождение и развитие связи в Древнем мире
Термин связь возник очень давно и приобрел одинаковый смысл во всех языках, как обозначение способов передачи информации, главным образом, с применением каких-либо технических средств. Потребность в обмене информации между людьми возникла вместе с возникновением человеческого общества. Мимика, жесты→речь и т.д. В своей практической коллективной деятельности люди стремились использовать различные средства связи, доступные им в то время.
Первоначально эти средства основывались на таких физических явлениях как звук и свет, которые воспринимаются человеческими органами чувств (зрением и слухом) на довольно большом расстоянии.
Уже в эпоху палеолита (каменный век – 2 млн.-10 тыс. лет д.н.э.) существовали способы сигнализации звуком, воспроизводившиеся посредством барабанов, рупоров, колотушек и свистков, а также светом – с помощью факелов и костров.
С освоением человека металла, в основном бронзы и меди, появляются звонкие колокола и гонги. Посредством дыма и огня костров, сигнальных барабанов и труб, посылкой гонцов люди охотились, предупреждали друг друга о нашествии врагов или сами организовывали набеги. Появилась такая специфическая отрасль связи как связь военная, она особенно бурно стала развиваться с зарождением государств, образованием армии, возникновением между государствами различных войн. В армии применялись все виды связи того времени. Так у древних китайцев была великолепно разработана система управления войсками посредством связи. Мелкими подразделениями управляли голосом, а крупными с помощью барабанов, гонгов, знамени и значков.
В одном из старинных трактатов написано: «Забьют в барабаны – выступать; забьют во второй раз – идти в атаку; ударят в гонги – остановиться; ударят во второй раз – отступать».
Знамена и значки служили для указания направления движения отряда и для передачи команд на перестроение войск.
Великий китайский стратег Сунь-Цзы (конец 6 –начало 5 века до н.э.) называл знамена, значки, барабаны и гонги глазами и ушами солдата.
Широко использовались средства связи в древней римской армии. Любопытно происходила в Древнем Риме мобилизация мужского населения, проходящая по условному сигналу – все военнообязанные должны были собираться на Марсовом поле за городской чертой. Таким сигналом служил красный флаг (опасность), который вывешивался на Капитолии. В случае особого опасного положения вывешивалось два флага – зеленый и красный. Уклонение от военной службы каралось очень строго, вплоть до продажи в рабство.
Очень эффективно применялось древними римлянами сигнализационная связь для охраны границ гигантской империи. Трудом легионеров и рабов на границах были возведены огромные оборонительные сооружения, которые состояли из валов (стен) с частоколами и глубоких рвов. На волах возвышались наблюдательные вышки и стояли сторожевые посты. Позади вала строилась военная дорога, по которой перебрасывались товары, войска и грузы. Там были посты, вышки, рядом с вышкой стог сена (на случай нападения). Такими укрепленными линиями (валами) были прикрыты Римские границы на севере Британии (Андриянов вал), между реками Буг и Днестр в Бесарабии (Троянов вал), в Африке (Триполетанский вал).
Вообще, со временем звуковая сигнализация стала уступать световой. Свет распространялся в миллионы раз быстрее звука: звуковая скорость 331 м/с при t˚=0 C, световая скорость = 300 тыс. км/с.
Но сохраняла свое значение и звуковая сигнализация (связь). Люди пытаются решить следующую проблему: если голосом человек может быстро передать информацию, но всего на несколько метров, а гонец бежит дальше, но медленнее. Итак, древние люди увидели, что звук летит быстрее, чем бежит гонец. В 5 в.д.н.э. персидский царь Кир II Великий впервые их соединил (звук+гонец) – он начал строить башни, на которых стояли рабы с хорошими легкими. Галы перекрикивали информацию с поля на поле, с фермы на ферму.
Во время сражения часто выстраивали «живой телефон», который перекрикивал сигнал по цепочке. Увеличение дальности передаваемых сигналов достигалось размещением пунктов связи на возвышенных местах: вершинах гор и холмов, на деревьях, вершинах башен. Там могли устраиваться и костры (Троянская война: когда Одиссей предложил сделать Троянского коня, развели костер – трагедия Эсхила)
Аборигены Африки и Америки предпочитали специальные барабаны, выдолбленные из дерева с натянутой кожей и с круглым или щелевым отверстием (тамтамы длиной до 4 м). По таким барабанам ударяли палочками из «железного» дерева. Ударяя то быстрее, то медленнее, с разной силой по разным местам, извлекая из него звуки разного тона. Они поддерживались цепями. Комбинируя эти звуки, можно было передавать звуки очень быстро и на расстояние нескольких километров. Тамтамы имело каждое племя. Услышав сигнал соседей, дежурный барабанщик должен был передать его дальше. Так благодаря барабанному телеграфу во время англобургской войны (1899-1902) сведения о передвижениях войск англичан быстро передавались по всей территории Южной Африки, опережая донесенных курьеров, и умело использовалось африканскими военноначальниками. Одно из первых упоминаний о звуковой сигнализации на Руси относится к 907 году во время похода Олега на Царьград. В Ассирии и Древней Греции использовались колокола как сигнальное средство, которые нашли широкое применение в России. С колоколен церквей и монастырей распространялась информация о нашествии врагов. Широко использовались колокола при пожаре. Изобретение пороха и появление огнестрельного оружия позволило ввести в арсенал средств звуковых сигналов стрельбу из пушек, что увеличило дальность восприятия этих сигналов.
Развитие человеческого общества выдвигало новые требования сигнализационным системам. Возникла необходимость сообщений произвольного содержания. С появлением письменности появляется возможность передавать информацию с буквами, иероглифами и др. Этот весьма важный момент определялся разработкой методов передачи любой информации сочетанием ограниченного круга условных сигналов. В этой связи важное изобретение в 5 в. сделали два греческих ученых: Клеоксен и Демоклет. Они взяли древне греческий алфавит и разместили его среди клеток с пятью строками и пятью столбцами.






Предположили строить две стены с 5 промежутками между стенами:
1) Стена строк
2) Стена столбцов

(рисунок из тетради)
(Факельный телеграф)
Но эта система не получила дальнейшего развития. Ей можно было пользоваться в ночное время и в хорошую погоду, ограничена дальность, на одну букву – 1 минута – долго, проще послать гонца. Она применялась, когда гонца послать нереально (например, через реку).
В последствии в технике связи 19-20 в.в. все эти проблемы объединялись понятием кодирование и вылились в самостоятельную область связи, одинаково нужную как для различных технических систем связи и для цели ее засекречивания.
Тарабарская грамота на Руси – зашифрованное письмо.
В средние века большое развитие получает сигнализация, имевшая широкое применение на море. В 1614 г. был составлен свод сигналов для папских галер, а с 1694 г. на Европейских флотах стали использоваться коды французского маршала Турвилля, которые позднее были переведены на русский язык. В 1699г. Петр I ввел систему сигналопроизводства, т.е. кодирования в России. Это было описание способа подачи сигналов флагами, фонарями, выстрелами, барабанным боем. В 1710 г. был издан сборник сигналов русского флота, а в 1724 г. был введен морской устав. В начале 19 века стал использоваться переговорочный телеграф, который отличался от свода сигналов значительным разнообразием лексики. Говоря о методах переговора или алфавитного телеграфирования, следует отметить оригинальную идею звуковой сигнализации, разработанной в 30-х годах 19 века известным русским литературным и музыкальным деятелем Владимиром Федоровичем Одоевским (1803-1869). Он создал своеобразную музыкальную азбуку, с помощью которой можно было переговариваться на расстоянии слышимости звуков трубы.
05.03.2004
Почта в Древнем мире
(Персия, Древняя Греция, Древний Рим, Египет)
Появление письменности и образование государств обусловили революционный скачок в развитии связи и почты. Все великие державы древности имели широко разветвленную почтовую систему связи, так как без этого средства коммутации не может существовать ни одного более-менее сложившегося образования.
Предпосылками для создания почты являлись:
1) наличие широкой сети дорог
2) определенный маршрут движения
3) наличие станции для длительных остановок, где можно отдохнуть и сменить средства передвижения
4) наличие самих средств передвижения
Разветвленная система дорог уже существовала на Древнем Востоке, но в начале там не было строгой организации и не было определенных почтовых путей. Для передачи сведений служили письменные (на большие расстояния) и гонцы (от станции к станции).
Одну из самых хороших и эффективных почт имела Ассирия.
В 19-м веке это была мощная, процветающая торговая империя. Почта, которая функционировала между отечественными и зарубежными конторами. При археологических раскопках в городе Культепе (современная Турция) – колонии ассирийских купцов – было найдено масса корреспонденции, счетов и правовых документов (более 16 тысяч текстов). Они написаны клинописью на глиняных квадратных табличках и запечатаны в глиняные конверты с именем и адресом получателя. Почта была скорой и надежной, с курьерами она перевозила еще и деньги.
Царская служба курьеров была создана и в Древнем Египте. Доставку корреспонденции осуществляли и пешие посыльные. Первоначально один и тот же посланец проходил значительные расстояния без смены и без отдыха на остановочных станциях, подвергаясь при этом испытаниям и опасностям. Перед отправкой в чужие страны он делал завещание детям. А вернувшись домой, он снова отправлялся в путь.
После создания Египетской империи в 15 веке д.н.э. курьеры осуществляли связь между фараонами и его вассалами Сирии и Палестины, а также царями союзниками в Миссопотамии.
Древнегреческий историк Диодор Сицилийский (жил в 1 веке до н.э.: 90-21г.д.н.э.) писал о том, что заботой фараона был ежедневный просмотр всей приходящей в столицу корреспонденции, поэтому почте предавалось большое значение.
В городе Фивах (столица Древнего Египта) на одной из гробниц было изображение фараона Аменхотепа II (1450 г. до н.э.), сидящего на троне и перед ним склонившийся гонец с посланием.
Гонцы существовали и в Древней Индии. Они пробегали расстояния от станции к станции (9 км) и были снабжены бубенчиками, чтобы по пути им давали дорогу, эти же бубенчики предупреждали о прибытии гонца на станцию, где его встречали.
Новый этап в развитии почты связан с появлением новых крупных империй. Успешное управление империями во многом зависело от скорости доставки сообщений. Одной из первых таких империй была Персия (официальное название Ирана до 1935 г.). Создателем персидской почты был царь Кир II Великий (правил в 6 в.д.н.э.: 558-530 г.д.н.э.) Он построил основную магистраль связи, так называемую императорскую дорогу. Вдоль нее были расположены станции с расстоянием в один день пути, где меняли лошадей и верховых.
Почтовая система была очень эффективной. Путь в 1600 миль (от побережья Эгейского моря города Сарды до столицы Персии – Сузь) можно было преодолеть со сменой верховых за 9 дней. Начиная с Кира Великого, персидские цари стали прокладывать дороги по всей империи во все главные пункты. По этим дорогам на расстоянии 4 фарсангов (1 фарсанг – около 7 км; 4 фарсанга – 27 км) располагались станции, где содержались лошади и всадники, в обязанности которых входило доставление царских приказов. Посыльные (ангоры – так их называли древнегреческие историки) передвигались по стране с огромной скоростью. Так как они перевозили в основном царские письма и указы, поэтому особенное значение придавалось сохранению государственной тайны. Поэтому на должность главного почтмейстера (руководителя аппарата связи) ставились люди особо приближенные к царю.
Так при Артаксерксе II (правил во 2-м в. до н.э., годы жизни 404-358 г.д.н.э.) главным почтмейстером был его брат Кодоман – будущий царь Дарии III. Когда он стал царем (правил 336-330 г.д.н.э.) на дороге протяженностью 2500 км (450 фарсангов) существовало 111 станций. Курьеры благодаря станциям доставляли письма за 5-7 дней.
Почтовая система, созданная персами пережила 2 тысячелетия и успешно действовала в средние века. Империя была завоевана А.Македонским (жил в 356-323 г.д.н.э.), пережила многочисленные смены династий, но старая почтовая имперская система продолжала действовать. Он хотел сохранить и почту, но это ему не удалось. Организованная почтовая служба существовала лишь в господство птолимеев в Египте. В отличие от персидской почты, она была расширена и усовершенствована путем введения пунктов сбора и сортировки почты. Это значительно облегчало ее отправку в разные концы страны. На каждой станции, где сортировали почту, посыльные в порядке принимали корреспонденцию и везли ее дальше. Персонал состоял из тех, кто ее принимал и из тех, кто развозил ее по адресам. В места, находившиеся недалеко от станции почту отвозили лишь посыльные (их называли библиофоры). В далекие места отвозили на верблюдах: комилисты.
В 7 в.н.э. власть в Персии перешла к сторонникам Ислама. Ближним Востоком стали управлять религиозные правители – халифы Богдада. Они также преобразовали старую персидскую почтовую систему. Почта халифов была государственным учреждением. В ее главе стоял старший почтмейстер в Богдаде, которому подчинялись старшие и младшие почтмейстеры в других городах. Значимость должности почтмейстера можно подчеркнуть словами халифа Абу-Джафара-Мансура: «Мой трон держится на 4-х столбах и мое владычество на 4-х лицах: это благочестивый Кади (судья), энергичный управляющий полиции, честный министр финансов и преданный почтмейстер, который мне сообщает все сведения».
По всей империи в среднем на расстоянии 7,5 миль в Ираке и Иране и 15 миль в других провинциях было установлено 930 почтовых станций. Помимо лошадей использовались мулы и верблюды. Радикально изменены функции местных почтальонов. Они стали государственными чиновниками и должны были давать сведения о местных событиях и отчеты о работе местных служб (о деятельности финансовых чиновниках, о состоянии земледелия и т.д.). Таким образом, возникла смесь почтовой и информационной службы. В 11 веке она была ликвидирована турками, вторгшимися в страну, а в 13 веке вновь восстановлена во времена владычества мамлюков (рабы, захватившие власть) в Египте и Сирии. При султане Бейбарасе почта была улучшена за счет введения службы почтовых голубей, а также системы сигнальных постов от Ирака до Каира. Средневековая арабская почтовая система была окончательно уничтожена в 1400 году монгольским завоевателем Тамерланом (Тимур). Однако пример персов и арабов отчасти повлиял и на монгольских правителей. В своей империи они создали скоростную службу курьеров.
Организация имперской почтовой службы поразила венецианского путешественника Марко Поло, который посетил Китай во время правления Хубилая (прав:1260-1294). Почтовая система была очень похожа на старую персидскую. Она также была основана на мощной сети верховых маршрутов и почтовых станций. Марко Поло писал, что по всей империи насчитывалось порядка 10 тысяч станций, на которых содержалось не менее 300 тысяч лошадей. В непредвиденных случаях независимо от места нахождения почтальон имел право реквизировать в любой местности любое количество лошадей при предъявлении знака почтовой конторы. Они должны были преодолевать в день по 250 миль.
Почтовые службы существовали и у американских индейцев - аборигенов. Необходимая инфраструктура, т.е. сеть караванных троп, сложилась в центральных Андах уже ко времени образования первых государств. Примерно с середины 1 тыс.н.э. эти тропы превратились в благоустроенные дороги. В империи инков (Др. Перуанская цивилизация) общая протяженность дорог достигала до 30 тысяч км. Как известно в центральной древней Америке не было лошадей, лама в центральных Андах использовалась как вьючное животное и только, поэтому инки решили проблему быстрой передачи информации на большие расстояния с помощью гонцов Часки. На дорогах устраивались посты, где и дежурили часки. В его задачу входило, получив депешу или небольшой груз бежать до первого поста, где передавал другому гонцу. Таким образом, гонцы пробегали 240 км за день, двигаясь в среднем со скоростью 20 км в час. Служба гонцов часки действовали благодаря КИПУ: связки, так называемое узелковое письмо. Это емкая знаковая система. Связки шнурков в качестве мнемонического средства, т.е. оживляющего память средства, связаны с календарно-астрономическими представлениями и особенностями социальной организации индейцев. На кипу похож вампум – это нити с нанизанными на них раковинами североамериканских индейцев.
Главное достоинство кипу состояло в том, что с их помощью можно было легко закодировать и фиксировать любую информацию цифрового характера по различным категориям (т.е. скот, воины, крестьяне и т.п.). У инков имелись так называемые кипускамайосы, т.е. те, кто умел связать узлы определенным образом и понимал значения узелков и петель. Таким образом, кипу годилось для любого рода учетных операций, без которого инкское общество не могло существовать. У инков не существовало рынков вообще, они находились у государственного обеспечения, они получали продукты с государственных складов. Инки централизованно контролировали и создали регулярную административную систему. Часки, которые несли кипу, должны были помнить к какой категории относилось сообщение и кому оно адресовано.
С древневосточной почтовой системой соперничало античная почта. В Древней Греции в силу ее географического положения для доставки корреспонденции часто использовались торговые суда. Существовали также особые гонцы: грамматофоры и гемеродромы. Последние отмечались особой быстротой бега и носили письма только правителей. Некоторые их имена остались в истории. Так Фениланит (гемеродрон Александра Македонского) пробегал расстояния равное 480 стадиям (90 км) за 9 часов. Другой гемеродрон Эухит после победы греческого флота над персидским в битве при о.Саламит в 480 в.д.н.э. пробежал расстояние в 1000 стадий (200 км) за 1 день.
В Древней Греции также существовал вид секретной переписки: палочное письмо или скиталон. Им пользовались эфоры (коллеги высших должностных лиц) для связи с находящимися в походе полководцами.
В Древней Греции в отличие от империи Древнего Востока отсутствовало управление средствами сообщения. Специальные шаги в этом направлении были сделаны в Древнем Риме. Здесь была создана почтовая система, соперничавшая с персидской. Она возникла при императоре Августе (годы правления: 27г.д.н.э.-14г.н.э). Почтовая система включала в себя широкую сеть курьеров, почтовых эстафет и кораблей. Оно являлось средством поддержания связи между императором и его чиновниками и местными властями. Она также способствовала сплочению империи в единое целое. По всем дорогам ставили каменные столбы с обозначением расстояния в милях. Особенно отличалась этим так называемая Аппиева дорога – первая мощеная дорога, проложенная при цензоре Аппие Клавдии в 312 г.д.н.э. между Римом и Капуйей общей протяженностью в 350 км. Она почти полностью сохранилась вплоть до наших дней. Центральным пунктом сети дорог служила большая милевая колонна у подножия храма Сатурна посередине римского Форума. Отсюда начинались все исчисления расстояний по всем римским дорогам.
К милевым столбам крепились бронзовые дощечки, на которых были написаны расстояния между главными станциями и дополнительная информация для путешественников.
Эти дощечки послужили основой для появления путеводителя в Европе.
По своему устройству почта делилась на три вида:
1) обыкновенная почта (телеги, запряженные волами, мулами или ослами – они перевозили грузы)
2) скорая почта – для перевозки пассажиров, срочных пакетов и писем
3) курьерская – для экстренных случаев
19.03.2004
Для срочной и курьерской почты использовались только кони, состоявшие на государственной службе, и отличались быстротой бега. Они находились только на главных станциях пути. Если курьер сворачивал с основной дороги, то его снабжала обжина, на территории которой он находился. Стремян и седла, которые появились в 4 веке н.э., римляне не знали, поэтому на дорогах устанавливали камни с 2-мя ступеньками, чтобы сесть на лошадь.
Для перевозки почты и пассажиров римляне использовали экипажи:
• тяжелые дорожные повозки (летом – 8, а зимой 10 лошадей)
• более легкие двух колесные, парные (два колеса, пара лошадей)
• так называемые коруцы, которые имели полузакрытый или закрытый вверх, в которые запрягали 2 или 4 лошади. Это слово осталось в итальянском, немецком и французском языках, а в русском оно преобразовалось в слово «карета».
В целом, государственная почта Древнего Рима была предназначена только для императора. Из частных лиц ей могли пользоваться только те, кто имел на руках цензорские дипломы - грамоты. Управление почты осуществлял префект преторианцев – начальник императорской гвардии.
После распада империи на восточную и западную руководство почтой осуществляли проконсулы. Была введена также должность начальника ездовой почты. Почтовыми станциями управляли почто содержатели. Специальные лица осуществляли общий надзор над станциями и дорогами. Такая организация продолжалась до падения римской империи. Остатки этой системы использовались в Византийской империи и в исламской постовой службе.
Западно-Европейская почта в средние века и новое время
В период раннего средневековья почта пришла в упадок. Франкские короли, завладевшие римской провинцией Галлией, попытались восстановить почтовую службу римской империи. Но даже Карлу Великому (1742-1814) не удалось сделать это.
Институт гонцов, учрежденный при династии каролингов, при распаде монархии не получил широкого развития. После смерти Карла Великого в 1814 году почтовая система снова развалилась. В этот период Западная Европа отставала в организации почты от античности и востока. Выход из кризиса искали медленно. В раннем средневековье из-за отсутствия государственной почты доставкой писем занимались отдельные лица: странники, путешественники, монахи, купцы, корпорации (организации), в том числе и духовно-рыцарские ордена.
Возникшие в Италии, Франции, Германии многочисленные монастыри одного и того же ордена завязывали переписки. Посредниками выступали монахи и другие служители монастырей. Начиная с 11 века, многие монастыри содержали платных посыльных, к услугам которых прибегали и частные лица.
В 13 веке немецкие рыцарские ордена для связи между отделениями ордена создали настоящие почтовые конторы с почтмейстерами. На каждой почтовой станции, находящейся в помещении ордена, висело расписание прибытия и отбытия почты. Однако эти учреждения были предназначены только для рыцарских орденов и закрыты для посторонних.
В средние века в Западной Европе возникла также университетская почта, которая являлась частным предприятием и содержалась за счет тех, кто ею пользовался. При университетах, где учились из разных стран, появились корпорации профессиональных гонцов.
В 12-13 века славились гонцы университетов в Болонии, Неаполе, Монтелье, Тулузе, позднее в Париже. Вскоре французские короли дали университетской почте особые привилегии. Ею стали пользоваться все без исключения, в том числе и в военное время.
Первый удар университетской почте был нанесен во время правления Людовика XI (1423-1483). Его принято считать основоположником французской почты. В 1464 году появился приказ об учреждении французской королевской почты, вскоре ставшей доступной для всех. Университетская поста стала терять свое значение, хотя и просуществовала до 18 века. Окончательно она была ликвидирована указом Людовика XV 14 апреля 1719 году.
Вместе с введением в Париже регулярной почты появились и почтовые ящики – привилегию на их введение получил Рекетмейстер (сборщик податей (налогов) короля Людовика XV) Де Виляйэ в 1653 году. В ящики опускались письма и билеты с печатным штемпелем ТАКСА ОПЛАЧЕНА. Письма три раза в день вынимались и разносились по адресам.
Людовик XIV (1638-1715) и его министр использовали почту в целях раскрытия заговоров и интриг. Обычным явлением стала перлюстрация писем (вскрытие и прочитка чужого письма). Их вскрывали в «черных кабинетах» - особых комнатах.
В средние века в Германии почта развивалась медленнее, чем во Франции. В некоторых местах Германии действовала «почта мясников». Их цех для своих закупок совершал частые поездки. По соглашению с городами и купеческими гильдиями цех брал на себя перевозку писем и посылок. В ряде городов южной Германии это было обязанностью цеха, за это он освобождался от общинных повинностей. Почта мясников просуществовала до конца 17 века. Регулярность их поездок была удобна для пересылки корреспонденции и постепенно почта мясников стала подчиняться государственным постановлениям.
При герцоге Иоганне Фридрихе (годы правления: 1608-1628) она полностью попала в ведения чиновников. При въезде в город мясники трубили в рог, оповещая о прибытии. Возможно, в этом лежат истоки появления почтового рожка.
С развитием городских вольностей особую роль в средние века стал играть институт городских гонцов. С 14 века институт гонцов существовал почти повсеместно, но наибольшее развитие получил в крупных торговых центрах Германии и Италии (Кельн, Страсбург). Гонцы подчинялись городскому совету и были обязаны в установленные сроки доставить корреспонденцию городского управления и письма и посылки горожан. За это брали плату по таксе в зависимости от расстояния. Своей точностью в соблюдении сроках славились гонцы Ганзейских городов, поддерживавших сообщения между Гамбургом, Антверпеном, Амстердамом, Бременом.
Вместе с тем интересы священной Римской империи требовали установления регулярных почтовых сообщений в рамках ее обширной территории.
В 16 веке она включала в себя Австрию, Венгрию, Германию, Голландию, Испанию и Италию. Новая почта возникла в начале 16 века в Германии как частное предприятие, действовавшая на средства династии таксисов. Первое время почта таксисов, следуя средневековым обычаям, обслуживала только королевский двор. Сначала она имела скромные размеры: на каждой станции находилось по одной лошади. И был проложен единственный почтовый тракт: Вена-Брюссель.
Начало этому положил Франческо де Таксис (переселенец из Италии в Германию)
В 1516 году почта таксисов была значительно расширена. Почтовые линии для связи с владениями династии Габсбургов были продолжены до Рима и Неаполя. На каждой станции появилось две лошади, а сроки перевозки были значительно сокращены. Курьеры почты таксисов пробегали от Брюсселя до Парижа летом за 36, зимой за 40 часов, от Лиона до Парижа за 3,5-4 дня, до Рима за 10-12 дней.
За особые заслуги Франческо де Таксис официально был назначен почтмейстером Нидерландов, а его сын Леапольд генерал почтмейстером.
В 1595 император Рудольф II включил звание генерал почтмейстера в число имперских должностей. Чуть позднее это звание было признано наследственным в роду таксисов, который стал имперским княжеским родом.
Следует отметить, что императоры, хотя и оказывали поддержку почте таксисов, своим авторитетом в своих владениях наследственных упразднили ее и заменили государственной почтой. Между городами и имперскими учреждениями с одной стороны и почтой таксисов с другой стороны часто возникали конфликты.
Враждебные стороны не щадили друг друга, добиваясь тюремных заключений сотрудников и закрытия почтовых контор. Причина: в привилегии дома таксисов города видели нарушение их собственных прав.
С 17 века правительство получило право выкупать почтовую монополию дома таксисов. В 1867 году эта монополия окончательно исчезла, когда дом таксисов за вознаграждение в 3 млн таллиров отказался от своих притязаний в пользу Пруссии. С 18 века почта таксисов имела монополию в тех государствах, которые были связаны с Германской империей.
Работа почты зависела от наличия и состояния дорог. Мощенные камнем дороги впервые появились в Древнем Риме, камни скреплялись известью. Поэтому слово calcie (кальций) преобразовалось в слово shasse (шоссе), т.е. обутый.
В раннем средневековье варвары не уделяли внимание дорожному строительству. Слабые попытки строения новых дорог были сделаны при Карле Великом, однако это были крупные торговые магистрали. Общее плохое состояние дорог тормозило развитие средств передвижения. Даже сам Карл Великий пользовался непокрытой повозкой, запряженной 4-мя волами. Лишь в 15 веке кузов на телеге стали покрывать верхом. Позже у кузова появилась подвеска, что смягчало толчки неровной дороги. Первый такой экипаж был произведен в Венгрии в местечке Котс, отсюда произошло слово кучер. Из Венгрии эти кареты перешли в Германию, а потом во Францию и Англию.
До 18 века в Европе запрещалось возить почту и пассажиров в одном экипаже. Существовали специальные почтовые повозки, сопровождать которые было не безопасно из-за частого нападения разбойников. Из-за плохого состояния дорог кучера пристегивали к карете. Пассажиры имели свои или наемные экипажи, пользуясь почтовой лошадью.
Экипажи для совместного провоза пассажиров и почты появились в конце 17 века. С помощью карет письменная почта обменивалась быстрее в 3 раз быстрее, чем при прежних средствах доставки. Однако введение такой почтовой кареты имело много противников, особенно в Англии, т.к. якобы путешествия вредны и опасны вообще.
Стремительный подъем в развитии почтовых экипажей произошел только в начале 19 века. Он был связан с появлением ж/д и с новой системой строительства шоссейных дорог.
ВЫВОДЫ:
В развитии почты с древнейших времен до конца 18 века прошло три этапа:
1) все великие державы древности широко разветвленную почтовую систему (систему дорог). На Древнем Востоке, в Центральных Андах, в античности почта служила интересам правителей, частные лица не могли ей пользоваться. В случае необходимости они использовали собственных наемных посыльных или «оказия» (от слова оказаться) (случайному человеку, которому было по пути доставить еще и почту)
2) В начале средних веков почта в Европе переживала глубокий кризис. С начала возникла почта корпораций, а затем частная.
3) К концу средневековья в Западной Европе возникла государственная почта, которой пользовались почти все общно. Скорость передвижения была различной в разных государствах. В середине 15 века во Франции она составляла около 150 км/сут. В Германии в конце 17 века около 2001 км/сут. В 18 веке на этом уровне вышли почти все почтовые службы основных стран Европы. Такая скорость доставки сохранилась до появления ж/д.
До появления электросвязи самым быстрым средством связи была голубиная почта. Искусство обучения почтовых голубей появилось на Древнем Востоке. Самое раннее упоминание о приручении голубей относится к Шумерскому царству (4 тыс. лет до н.э. – самое раннее упоминание о голубях).
Большими любителями почтовых голубей были греки и римляне, их использовали для передачи писем и сообщений о победителях на Олимпийских играх.
Голубиная почта действовала для индейцев Северной Америки. У арабов глубинная почта стала государственной, действовавшая только в интересах халифов. От арабов голубиную почту переняли турки и китайцы (а также средневековая Европа), применяли в коммерческих делах.
После падения Римской Империи в 5 в.н.э. навыки обучения почтовых голубей были утрачены, но вскоре восстановлены.
Голубиная почта была обычным делом и в 18 и в 19 и в 20 веках, иногда действует и сейчас.


На фоне общего растления, куль:а: разврата
Наша РЭП идеология, как вакцина от яда!!!
 
DaaGERДата: Четверг, 24.05.2007, 09:32 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 17
Репутация: 1
Статус: Offline
02.04.2004
Почта в России
Как и все древние государства, свою почту имела и Киевская Русь, она называлась «повозом». Повоз восточные славяне знали еще до образования государства – это была одна из форм выплаты дани. Повозом также называлась вся совокупность средств передвижения князя. Исследователь отечественной почты Александр Николаевич Вигилев считает почту Киевской Руси первой из самых древних в Европе, наряду с почтами Великобритании и Испании.
В 13 веке после монголо-татарского нашествия повоз приобретает название «скорая ямская гоньба». Хотя это название в источниках встречается редко.
В городах и селах завоеватели стали устанавливать почтовые станции под названием «дзям» (с тюркского «дорога»).
Крестьяне, поставлявшие на дзямы лошадей и повозы, стали называть их ямами.
Ямы как повинность упоминается в ярлыке хана Менгу-Тимура за 1267. По этому ярлыку русское духовенство освобождалось от ямских и других повинностей.
От дзяма к дзяму ямщики перевозили ханских и княжеских гонцов, грузы перевозили крестьяне. Только с середины 16 века ямщики перевозили и гонцов и грузы.
Ямщик ← дзямчи – в переводе с тюркского «дорожный смотритель».
Ямщик ← ямджик ← от персидского «гонец».
В ямщики выбирали добровольцев. Существовало выражение «ямскую гоньбу гоняют своею охотой» ямской охотник, или просто охотник-ямщик. Это были молодые крепкие мужчины, обязательно семейные.
Они были обязаны приходить на ямы с 3-мя своими лошадьми.
Со свержения в конце 15 века монголо-татарского ига и появления государственной повинности (суверенитет российского государства) появляется необходимость в расширении ямской гоньбы.
При Иване III (1462-1505) насчитывалось около 1600 мест для смены лошадей, отдыха. Бурное развитие гоньбы потребовало создание специального централизованного органа для управления ею. В 1550 году появляется ямская изба, которая в 1574 преобразуется в ямской приказ. Приказ ведал организацией перевозок, службой ямщиков, устройством для поддержания ямов и ямских слобод, административно-судебным управлением населения ямских слобод, а также ведал почтовую часть, тесно связанную с ямской гоньбой.
Во главе приказа стояли выдающиеся люди. Судьей дважды в 1618-1619 и 1625-1628 был полководец Дмитрий Михайлович Пожарский (годы жизни:1578-1648).
Во второй половине 17 века в России происходит процесс складывания единого всероссийского рынка, появляются мануфактуры, растет и развивается мелкотоварное производство и денежное обращение. В связи с этим резко повысилась роль купечества в хозяйственной и политической жизни страны.
Помимо этого они в челобитных просят российское правительство организовать ямскую почту. Просьбу российского купечества поддержал выдающийся политический деятель, глава посольского приказа Афанасий Лаврентьевич Ордин-нащокин (годы жизни:1605-1680). Ему принадлежит заслуга в организации регулярной или правильной почты.
В 1665 году была организована почта для пересылки государственных бумаг и частной переписки купцов. Первый почтовый маршрут из Москвы на Ригу.
Само слово «почта» упоминается впервые в русских законодательных актах в мирном договоре в 1667 с Польшей. Хотя иностранцы, жившие в России, скорую ямскую гоньбу издавна называли почтой.
Первые почты отправлялись один раз в неделю из Москвы в Ригу за 11 дней, а до Гамбурга – за 23 дня. Почты эти имели международный характер, поэтому назывались немецкими. Потом на основе немецкой почты была устроена и почта внутренняя. Были построены 4 тракта, на которых велено было гнать почту в указанные дни (даже если везти нечего).
Ордин-нащокин понимал значение почты для развития русской экономики. В 1699 в ответ на обвинения царя Алексея Михайловича (не понимавшего значения почты), он писал о скорой гоньбе: «Это великое государственное соединительное дело впредь к умножению добра царству московскому будет».
По указу Ордин-нащокина ямщиков одели в форменные кафтаны из зеленого сукна с вышитыми на них двуглавыми орлами из красного сукна. С этого времени они стали называться почтарями.
Большие преобразования в почтовой связи произвел Петр I. В 1693 по просьбе английских и голландских купцов учреждается почтовый тракт Москва-Архангельск (был построен за 3 месяца, протяженностью 1300 верст, по ней велено гнать почту в хорошие зимние и летние дни за 8-9 дней, а в плохие весенние и осенние дни – за 10-11 дней). На этом тракте впервые введены отметки о времени прибытия и отбытия почты, а также поставлены верстовые столбы.
В 1700 году Петром была учреждена почта от Москвы до Воронежа, ее велено гнать не ямщикам, а посадским людям от города к городу в указанные дни и часы под страхом смертной казни. При Петре ямщики стали крепостными.
После создания Сената в 1711 заведование ямским приказом перешло к нему. Польский приказ заведовал только иностранной почтой.
В 1717 году все подводы были разделены на ямские и почтовые. С этого времени почта и скорая ямская гоньба, достигшая расцвета в 70-е-90-е годы 17 века, приобретает все большее самостоятельное значение.
В 1719 году была проведена из Москвы ординарная почта до всех «знатных» городов. Она должна была ходить 1 или 2 раза в неделю (в зависимости от важности городов) и перевозила только царские указы и казенные бумаги.
В 1722 с выходом Табеля о Рангах была учреждена должность генерал почт-директора. Им стал видный государственный деятель и дипломат, вице-канцлер Петр Павлович Шафинов (1669-1739), потом был обвинен в растрате казенных денег и отправлен в ссылку.
Были учреждены 4 почтовые конторы и центральное главное управление над ними – General Post Amt.
В 1724 была учреждена почта в Сибири, которая отправлялась туда раз в месяц. В 1740 вышел указ об устройстве почт во всех губерниях и провинциях, которой могли пользоваться все без исключения.
В середине 18 века протяженность всех почтовых путей в России доходило до 16 434 верст, не включая трактов из Москвы, Петербурга и Смоленска.
При императрице Елизавете все дороги пришли в крайний упадок. Пожалуй, в порядке поддерживалась фруктовая почта, которая доставляла из Астрахани к царскому столу овощи и фрукты.
Значительные преобразования по начальной части произведены при Екатерине II (годы правления:1762-1796). Особые заслуги в этом принадлежат канцлеру Александру Андреевичу Безбородко (годы жизни:1747-1799). В 1781, когда от иностранной коллегии был отделен почтовый департамент и передан в ведение Сената, ему было поручено возглавить его.
При Безбородко все почтовые учреждения были выстроены в строгое иерархическое подчинение друг другу. Высшими органами являлись почтамты, им подчинялись губернские, а тем в свою очередь уездные почтмейстеры.
Низшую ступень почтового учреждения составляли почтовые станции, которые заменили собой ямы.
В 1786 почтовым ведомством была предпринята попытка объединить в единую систему сообщения все почтовые тракты России и создать согласованное расписание движения почт, но эта идея не была доведена до конца.
К началу 19 века в России сложилась широко разветвленная сеть почтовых станций. По ведомости за 1861 год их насчитывалось 3222, на которых было поставлено 37840 лошадей.
Почти весь 19 век полон различных преобразований и реорганизаций по почтовой части. В начале царствования Александра I высшее управление почтами сосредотачивалось в лице главного директора почты.
При учреждении министерств в 1802 почтовое ведомство было присоединено к МВД, но лишь номинально, так как директор почт имел право лично делать доклады царю.
В 1810 Главное почтовое управление было преобразовано в почтовый департамент и окончательно вошло в состав МВД.
Наиболее глубокие преобразования по центральному почтовому органу и по ведомству в целом произошли в царствование Николая I (годы правления:1825-1855).
В 1830 учреждается Главное управление почт, получившее права министерства (т.е. право лично докладывать царю).
Губернские почтамты, кроме Петербургского и Московского, были упразднены. Прочие почтовые учреждения были разбиты на 11 округов во главе с окружными инспекторами.
По почтовым ведомствам при Николае I был осуществлен целый ряд нововведений:
• Понижены и упрощены таксы весового и страхового сборов
• Введены штемпельные конверты
• Появляется городская почта
• Организована почтовая газетная операция, т.е. доставка периодической печати подписчикам
Значительные изменения претерпела и перевозка пассажиров, которая до появления механических средств передвижения входила в функции почты.
В 20-30-е годы 19 века почтовым департаментом активно заключаются контракты с частными лицами на перевозку пассажиров. Самым крупным из этих акционерных предприятий было «Общество первых в России учредителей дилижансов», основанное представителями титулованной знати, графами и князьями: Воронцовым-Дашковым, Лобановым-Ростовским, Меньшиковым и Потоцким.
В 1833 черноморским пароходным обществом была впервые налажена почтовая перевозка по Азовскому и Черному морям.
В 1845 была организована первая перевозка почты по ж/д Петербург-Москва.
В результате этих преобразований размеры почтовых корреспонденций увеличились с 5 млн пересланных писем в 1825 до 27 млн в 1850, принеся немалый доход казне.
В 1865 Главное управление почт преобразуется в министерство почт и телеграфов, которое в 1868 вновь было присоединено к МВД. После ряда реорганизаций почтово-телеграфное ведомство в 1881 окончательно закрепляется за этим министерством в качестве почтового и телеграфного департамента.
В 1884 они были объединены при МВД во вновь образованном Главном управлении почт и телеграфов, упраздненном в Февральскую революцию 1917 года.
Новое управление получило эмблему – государственный герб, а под ним почтовые рожки и зигзагообразные стрелки.
Бурное развитие почты в 30-70 г.г. 19 века в России и ее обширные связи с другими почтами других государств в этой области подняли почтовое дело страны на более высокий уровень в международном плане.
27 сентября 1874 в Берне (Швейцария) был подписан договор об организации Всемирного почтового союза. На конгрессе было представлено 22 государства, делегаты которых решали вопросы о единстве почтовой территории, почтовые таксы и уравновешивание почтовых сборов, о полной свободе и безвозмездности транзита. Тут же была подписана почтовая всеобщая конвенция, к которой потом присоединились почти все страны мира.
16.04.2004
Наряду с государственной почтой в России существовали и другие виды связи, которые находились под строгим контролем правительства:
• Городская почта
Городская почта учреждается в крупных городах, так как до 1879 государственная почта не осуществляла доставку корреспонденции по городам.
Первая городская почта была учреждена в Петербурге в 1830. К 1834 она насчитывала уже 68 приемных пунктов, в том числе 14 пригородных
• Вольная почта
Вольные почты были учреждены почтовым департаментом в 1831 сроком на 3 года в виде опыта. Их суть заключалась в том, что государство сдавало в наем с торгов частным лицам почтовые станции и тракты.
Далее вольные почты учредились по всей России, но наибольшее развитие они получили в Сибири.
К середине 19 века вольные почты в связи с возросшим оборотом почты стали не справляться и терпеть убытки, поэтому к середине 19 века они прекратили свое существование, несмотря на субсидии со стороны государства.
• Сельская почта
Имели своей целью обеспечение регулярных сообщений с населенными центрами, находящимися в отдалении от почтовых частей. Ведут свою историю с начала 1840-х годов. Однако она не получила широкого распространения в связи с неграмотностью сельского населения. Улучшение обслуживания сельского населения способствовало создание одноконной верховой почты, возившей почту между уездными городами.
Во второй половине 19 века значительную часть корреспонденции доставляла земская почта.
• Земская почта
Земской реформой 1864 в 43-х губерниях европейской части России были учреждены местные органы самоуправления – земские управы. В связи с тем, что государственная почта имела свои конторы только в губернских и уездных городах, значительные территории были лишены почтовой связи, поэтому, несмотря на противодействие Государственной почты, с 1864 началась быстрая организация местной земской почты.
В сентябре 1870 года почтовый департамент разрешил их существование.
Земская почта принимала и доставляла: простую частную и казенную корреспонденцию, бандероли и т.п. До учреждения государственной почты в этих местах Земства выпускали собственные марки, которые должны были отличаться от марок государственной почты. Запрещалось земским почтальонам носить на одеждах и форме символику государственной почты, они имели право носить только герб уезда или губернии.
К концу 19 века земские почты существовали в 34-х губерниях и в 365 уездах.
С начала 20 века количество их стало уменьшаться, и к 1917 они существовали только в нескольких губерниях.

ИСТОРИЯ ТЕЛЕГРАФА
Оптический телеграф
Новый этап в развитии систем связи начался в 17 веке. С этого века широкое развитие получили наука, техника, промышленность, стали прокладываться новые торговые пути, возникают новые политические отношения между государствами, поэтому необходимо создать более совершенные и быстродействующие средства связи.
Первые проекты возникли в Англии и Франции, так как именно эти страны дальше других продвинулись в своем развитии.
В 17 веке изобретена линза => телескоп => подзорная труба => раздвинулись сигнальные посты до пределов видимости их в оптических приборах.
Идею визуального телеграфирования первым выдвинул английский естествоиспытатель Роберт Гук (даты жизни:1634-1703).
В 1684 в лондонском королевском обществе он предложил вывешивать на высоких мостах буквы и считывать их посредством подзорной трубы. Идея не получила широкого развития, она применялась только на территории Великобритании и на кораблях военно-морского флота до конца 18 века (около 130 лет).
Еще были идеи: Кесслер (световой сигнал от фонаря в пустой бочке с дверцей – гелиограф).
В 1782 французский монах Готье – акустический телеграф – в землю закопаны трубы – по ним передавали звуковые сигналы.
Создание практически действующего оптического телеграфа человечество обязано французскому аббату Клодту Шаппу (годы жизни: 1763-1805).
В 1791 году К.Шапп с братьями создает первую модель, которая была похищена; вторая модель, более новая, была создана, и он заручился поддержкой Конвента на проведение опытов в Париже, где зрителями модель была сожжена. Третья модель: 6000 франков на строительство в 1793 году опытной линии (протяженностью 32 км и состояла из трех башен) выданы Конвентом. Первая конечная башня построена в Париже, вторая в 20 км от нее – промежуточная, а третья в 12 км от промежуточной – вторая конечная.
Конвент выдвинул специальную комиссию, которая встретила эту модель на ура!!!
Два названия: 1) семафор (с греч. «носитель знаков»); 2) телеграф («дальнописец»).
Комиссия присвоила ему звание первого в мире изобретателя телеграфа, и поручило ему построить действующую линию оптического телеграфа от Парижа до Лииля расстоянием в 225 км, на которой располагалось 22 башни. Первое сообщение было передано 15 августа 1794 года с информацией о том, что «революционными французскими войсками взята крепость Ле-Кенца». Официальной датой открытия линии считается 30 августа 1794 года. В тот день в Париж пришла информация о разгроме австрийских войск революционными войсками. В ответ Конвент немедленно передал депешу с поздравлениями Северной армии вместе с декретом о переименовании города Конде в Вольный север.
Принцип действия телеграфа К.Шаппа.
На верху башни устанавливались две подзорные трубы, повернутые в разные стороны к соседним башням. На крыше башни строилась специальная платформа, на которой устанавливалась мачта, к ней прикреплялся редуктор – деревянная рама. Она могла менять свою конфигурацию, на концах рамы крепились деревянные дощечки в 3-5 футов, которые назывались индикаторами; они могли менять свое положение по отношению к раме. Таким образом, рама с индикаторами могла показывать 196 фигур. Комиссия Конвента из них отобрала 96 различимых на расстоянии. На этой основе составлен справочник телеграфиста, который состоял из 92 страниц, на каждой из которых находилось 92 пронумерованных слова (всего 8464 слова). Таким образом, телеграф передавал номер страницы и номер слова.
Человек говорит штампами, поэтому создан словарь фраз (92х92).
В 1794 подобный телеграф создает И.П.Кулибин (дата жизни:1735-1818). Его телеграф не получил развития в России, использовался только на кораблях военно-морского флота России до 1854 года.
В 1824 построена линия оптического телеграфа, связавшая Петербург со Шлиссельбургом. В 1828 русское правительство объявило конкурс на строительство оптического телеграфа в России. Его выиграл в 1832 французский инженер Жак Шато, один из руководителей фирмы братьев Шапп.
В 1834 он строит линии Зимний Дворец – Гатчина, Зимний Дворец – Царское Село. В 1835 ухудшается международная обстановка, поэтому строится линия (все тем же Жаком Шато) Петербург-Варшава. Которая была окончательно построена в 1839 году и это была самая протяженная линия во всем мире – 1290 км, 149 башен, штат 1908 человек; один сигнал за 15 минут, 100 знаков 35 минут.
В 1854 году в России последняя линия закрыта. В мире – алжирская линия закрыта в 1859.
На смену пришел электромагнитный телеграф. Открытие электричества связывается с древнегреческим философом Фалесом (625-547 до н.э.) – натирал янтарь (янтарь с древнегреческого означает электрон) => термин электричества. Официально это слово ввел Гильберт-лейб (медик королевы Елизаветы).
Электромагнитный телеграф совершенствовался параллельно освоению электричества:
I этап – электростатические телеграфы
II этап – электрохимические/электролитические
III этап – в 1820 Эрстед (1777-1801) – датский профессор химии Копенгагенского университета – открыл отклонение магнитной стрелки возле провода с током.
9(21) октября 1732 года чиновник МИД России Павел Львович Шиллинг (1786-1837) устроил публичную демонстрацию электромагнитного телеграфа у себя на квартире на Марсовом поле, была передана телеграмма из 10 слов на расстоянии чуть больше 100 м. Ему принадлежит заслуга в изобретении подводного и подземного кабелей, азбуки телеграфиста. Его телеграф получил распространение в Европе быстрее, чем в России.
В России дело Шиллинга продолжил Якоби (годы жизни:1801-1874) – академик.
В 1841 Якоби изобретает телефонный аппарат с железным сердечником – он фиксировал сигналы в виде карточек. Этот аппарат понравился Николаю I, он установил его у себя в Зимнем Дворце и в кабинете главного управляющего Путями сообщения и Публичными зданиями, в ведении которого телеграф находился с 1842 года. Также Николай I ввел цензуру для телеграфа.
Якоби за 40-е годы 18 века изобретает около десятка различных телеграфных аппаратов.
В 1850 Якоби создал первый в мире телеграф, который печатал на бумаге буквы и цифры. В 1852-1853 русское правительство заключает контракт с немецкой фирмой «Сименс и Гальске» на строительство телефонной линии Петербург-Кронштадт, причем участок Кронштадт - Ораниенбаум должен быть под водой.
В 1854 году Россия заключает первую международную конвенцию с Пруссией о соединении телеграфной линии двух государств в пограничных пунктах. Тем самым русские телеграфные линии посредством линий германо-австрийского телеграфического союза связываются с линиями других государств Европы. С этого же 1854 года начинается бурное строительство телеграфных линий в России. Это связано с появлением у нас аппарата американского изобретателя С.Морзе (1791-1872), свой аппарат он изобрел в 1737, а азбуку в 1738 году (пропускная способность аппарата – 500-550 слов в час).
В 1865 году на смену аппарату Морзе приходит аппарат Девида Юза с пропускной способностью до 1000 слов в час.
В 1880 году на смену им приходит аппарат английского механика Чарльза Уинстона, который обладал огромной пропускной способностью, но у него отсутствовал буквопечатающий приемник и это был большой минус.
В 1904 на русских телеграфных линиях начинают работать аппараты француза Жана Бодо – до 5 телеграмм по одному проводу в оба конца одновременно, но с ограниченной пропускной способностью.
Начиная с 1860-х в России, начинают организовывать телеграфные агентства.
В 1881 учреждается российское телеграфное агентство при главной телеграфной конторе в Петербурге. В его задачу входило сбор сведений по телеграфу экономического, политического, финансового, торгового характера и продажа их заинтересованным частным лицам и периодическим изданиям.
Это освобождало эти частные лица и издания от содержания собственных корреспондентов на местах.
В 1904 торгово-промышленное агентство преобразуется в Петербургское телеграфное агентство (ПТА). Оно становится официальным единственным агентством в России и освобождается от цензуры. Оно находилось в ведении министра финансов и управлялось советом директоров, в который входили по одному чиновнику от Министерства финансов, иностранных и внутренних дел.
ПТА содержало свои отделения и собственных корреспондентов на местах. Оно было связано договорами с агентствами Вольфа в Берлине, Рейтер в Англии и Гавас во Франции – об обмене информацией.
Говоря о развитии телеграфного дела в России, нужно упомянуть и помехи этому развитию:
30.04.2004
Иностранным фирмам удалось отстранить от телеграфного дела Якоби. Они не допускали русских специалистов к работе на телеграфном строительстве, за исключением чернорабочих.
В результате поражения в Крымской войне (1853-1856) в обществе резко возрастает патреотическое настроение – возникает революционная ситуация. Поэтому правительство вынуждено было пойти на уступки технической интеллигенции.
В 1855 с поста главного управляющего Путями Сообщения и публичными изданиями снимается казнокрад граф Клейнмихель, вместо него – К.В.Чевкин – талантливый русский инженер. С 1862 этот пост занимает ученый и строитель железных дорог Мельников. Они начинают проводить реформы, в том числе и по телеграфу.
В 1858 была образована первая «школа для изучения телеграфного искусства, а также снимается, действовавший в течение 15 лет, запрет на публикацию сведений о русских телеграфах.
В 1859 выходит первый русскоязычный учебник по электротехнике, составленный исключительно на отечественных материалах. Ряды гражданских телеграфистов пополняются демобилизованными телеграфистами из армии.
1881 – при Русско-Техническом Обществе образован шестой электротехнический отдел и начинает выходить журнал «Электричество», где русские изобретатели могли публиковать свои материалы. В Петербурге в 1886 образовано Телеграфное училище, которое позже преобразуется в Электротехнический университет (теперь это ЛЭТИ им.Ленина).
Но эти меры не смогли переломить ситуацию, и засилье иностранных фирм продолжалось вплоть до революции 1917 года.
В связи с этим и общей технической отсталостью страны, многие перспективные изобретения русских ученых остались лишь на бумаге.
Так в 1858 математик Слонимский предложил квадрудуплексный телеграф.
1857-60-е г.г. военный инженер Романов предложил несколько проектов межконтинентального телеграфа.
В 1869 изобретатель частотной связи Морозов предложил телеграф, с помощью которого можно было передавать несколько депеш в оба конца одновременно по одному проводу. Технический Комитет признал его изобретение абсолютно новым и предложил выделить на разработку средства, но они так и не были выделены.
Поэтому русские изобретатели вынуждены были работать над усовершенствованиями иностранных аппаратов, которые уже работали на телеграфных линиях. Все они страдали рядом серьезных недостатков.
Так аппарат Морзе, в результате усовершенствования, изменил свой первоначальный вид и код, который в Европе стал двоичным, а в США остался троичным. Над его усовершенствованием работал главный механик Петербургского общества Деревянкин, который за это в 1881 был удостоен бронзовой медали на Всемирной Парижской выставке.
Над усовершенствованием аппарата Юза работал Краевский, в 1871 он изобрел, получивший впоследствии всеобщее распространение, способ поддержания синхронно-синфазного движения тележки передатчика и теплового колеса приемника. Над этой проблемой Юз бился с 1855. За это изобретатель Краевский был удостоен бронзовой медали в 1900 на Всемирной Парижской выставке.
Среди русских изобретателей, которому удалось пробить изобретения в жизнь, особо выделился Деревянкин. В 1873 он изобрел аппарат для военно-полевого телеграфа весом 3,5 кг, который автоматически включал лентопротяжный механизм даже в отсутствие телеграфиста.
В 1882 он изобрел сухую гальваническую батарею для своего телеграфа. В это же время он изобретает шифратор-дешифратор и карманный клопфер весом 400 грамм, который подключался к телеграфным линиям неприятеля и мог считывать, расшифровывать информацию и посылать зашифрованную дезинформацию. Все его изобретения относились к военному делу.
После русско-турецкой войны (1877-1878) русское правительство (Военное Министерство) поняло значение телеграфа, телефона и серьезно относилось к изобретениям в этой области.
Изобретения Деревянкина были проверены на телеграфной линии Петербург-Лодейное поле в 365 км, а также были приняты на вооружение телеграфных парков русской армии.
В 1860-х Россия выходит на первое место по протяженности телеграфных линий.
В 1871 была построена самая протяженная линия в мире Москва-Владивосток (12 000 км)
Сибирь: в 1864 построена линия Казань-Иркутск; в 1913 построена телеграфная линия на Камчатке.
Телеграф появился на Кавказе, Закавказье, в Средней Азии.
К 1913 общая протяженность телеграфных линий составила 753668 км (правительственные, частные, военно-полицейские).
В 1930-х телеграфными линиями были соединены все государства мира. Сложилась одна телеграфная сеть. Одна телеграмма могла обогнуть земной шар за 40 минут.
ИСТОРИЯ ТЕЛЕФОНА
Идея телефонирования человеческого голоса на большие расстояния существовала с древнейших времен.
Чарльз Пейдж (Пейдус), американский физик, в 1937 году установил, что намагниченная пластинка может издавать звук при быстром перемагничивании.
Более или менее стройную схему телефона предложил Шарль Бурсель в 1854. Первый же телефон изобрел в 1861 немецкий физик Филипп Рейс, но его телефон хорошо передавал музыку, но почти не передавал человеческую речь, поэтому современники видели в телефоне только музыкальную игрушку. Термин телефон использовался уже давно (монах Готье, Рейс).
История современного телефона начинается с 14 февраля 1876, когда американец шотландского происхождения Александр Белл (годы жизни: 1847-1922) принес заявку в Вашингтонское Патентное Бюро на «Телеграф, с помощью которого можно передавать человеческую речь». Через два часа туда же обратился другой американец Элиш Грей (1835-1901), его заявка называлась «Устройство для приема и передачи вокальных звуков посредством телеграфа».
В конце 1879 возникает компания Белл-компани на базе трех руководителей: БЕЛЛ, Грей и Эдисон – изначально были представителями двух конкурентных фирм-производителей.
Несмотря на плохую передачу человеческой речи у изобретения Белла существовали и достоинства:
• Для обращения с телефоном не нужно обучаться, управлять проще, чем телеграфом.
• Телефоны подключались к действующим телеграфным линиям, поэтому не нужно создавать свои линии передачи
В 1877 (по другим сведениям 1879) строится в США первая станция телефонирования; к 1879 – 20 станций. В 1879 – первая станция в Париже, а в 1881 – первая станция в Берлине.
Появляется масса изобретений в этой области, за вторую половину 1870х годов зарегистрировано в США более 30 патентов в области телефонии.
В 1878 англичанин Девид Юз и американец Томас Эдисон независимо создают телефонный микрофон, который дал возможность расширить расстояние и улучшить качество звука (повысить чистоту человеческого голоса).
Позже Эдисон внес индукционую катушку в телефон. Тем самым все необходимые части были к этому моменту созданы. Даже история телефона рассказывает только об усовершенствованиях уже созданной конструкции.
Изобретением телефона заинтересовались и в правительственных кругах России.
В ноябре 1879 начальник Петербургского Телеграфного округа Гервард проводит первый опыт телефонных переговоров на линии СПб – Малая Вишера протяженностью 150 км.
Для этого опыта использовались телефоны немецкой фирмы «Сименс и Гальске», они просты в обращении и снабжены мощными сигнальными свистками. В ходе эксперимента выяснилось, что сигнальные свистки слышны хорошо, а человеческая речь не передавалась вследствие непропорционального выбранного расстояния и индуктивных токов в мембранах наушников.
В декабре 1879 второй опыт на линии Спб – Любанск – 75 км. Звуки речи были слышны очень хорошо. Поэтому было решено оснастить телефонами телеграфные линии Новгород-Крестцы (80 верст), Нарва – Кренгольская мануфактура (2 версты), Псков-Остров(49 верст).
В феврале 1880 сооружается первая телефонная линия: управление Одесского полицмейстера с Херсонским участком. Телефоны того времени были очень капризны, поэтому эксперименты продолжались. Начальникам телефонных станций приходилось ставить телефоны в особые помещения, где запрещались какие-либо шумы.
Большой вклад в развитие телефонии внесли русские изобретатели. В 1881 студент Института Путей Сообщения Махальский изобретений в 1879 первый микрофон угольным порошком, получил патент на телефонный трансмиттер.
В 1881 полковник Якоби изобрел один из первых русских телефонов и первый военно-полевой телефон «телекаль».
1883 – доктор медицины профессор Вреден, изобрел телефон-протектор, который предохранял человеческий организм от опасного воздействия сильных токов.
1887 – изобретатель Гвоздев изобрел двойной микрофон, который удваивал силу тока в микрофоне, и давал возможность вести переговоры на многие сотни километров.
Изобретатель Игнатьев создал аппарат, с помощью которого по одному проводу можно вести телефонные переговоры и передавать одновременно телеграммы.
В 1886 Колбасьев лейтенант флота создал первый телефон для водолазов. Его телефонами были оснащены корабли военно-морского флота России.
В 1888 инженер Мосницкий предложил схему телефонной станции без обслуживающего персонала – это была одна из первых систем АТС в мире.
Среди плеяды русских изобретателей выделился пионер отечественной телефонии Павел Михайлович Голубицкий (1845-1911). В 1876 он воссоздал схему телефонов Белла, устранил недостатки и создал совершенно новую конструкцию.
В 1883 на Берлинской Международной Электротехнической Выставке не рекомендовали пользоваться телефонами Белла на расстоянии более 10 верст, тогда как телефон Голубицкого связал 383 км от Парижа до Наиси.
Многие изобретения Голубицкого живы в телефонии до сих пор:
• Телефон-фонограф
• Многополюсный телефон
• Поездной телефон (машинист-пассажир)
• Микрофон с гребенчатым изображением ушей
• Рычаг переключения с вызова на разговор
• Соединил телефон и микрофон в трубку
• Создал центральную батарею для питания абонентских телефонов
В 1881 русское правительство заключает договор с «Международной компанией телефонов Белла» на строительство телефонных станций в крупных городах России: Москва, Питер, Одесса, Рига, Варшава, Лодзь.
Эти станции были построены в 1882. С этого же года ведет свою историю ПТС (Питерские телефонные сети).

===================================================================

Так же вы можете скачать эту самую лекцию по ссылке приведённой ниже:

Прикрепления: 20361702.doc (59.9 Kb)


На фоне общего растления, куль:а: разврата
Наша РЭП идеология, как вакцина от яда!!!


Сообщение отредактировал DaaGER - Четверг, 24.05.2007, 09:35
 
DaaGERДата: Четверг, 24.05.2007, 09:37 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 17
Репутация: 1
Статус: Offline
А вот ещё и мобильнай версия этих самых лекций, к сожалению не было времени, чтобы создать удобную в пользование книгу, но и эта прекрасно работает!
Прикрепления: 49730611.jar (59.9 Kb)


На фоне общего растления, куль:а: разврата
Наша РЭП идеология, как вакцина от яда!!!
 
Форум » Наш Форум » Лекции по ИМОСу » Лекции по ИМОСу (Лекции 3 летней давности)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright DaaGER PROject © 2007-2009
Сайт управляется системой uCoz